Жозефина Бейкер (1906 - 1975 гг.)


Жозефина Бейкер (при рождении - Фреда Джозефина Макдональд) (1906 - 1975 гг.) яркое свидетельство того, насколько удивительную и разноплановую жизнь может прожить человек. До сих пор ее вспоминают во Франции, ее второй родине, как ту, которая ...танцевала голой и умерла веселой...
Происхождение Жозефины было максимально темным. Она родилась в США. Ее чернокожая мать не знала своих родителей - она выросла в приемной семье бывших рабов. Всю жизнь эта женщина работала прачкой - и от кого она родила свою дочь так никогда и не стало известным - можно лишь предположить, что отец Жозефины был белым.

Все детство ее прошло на улице, где она копалась в мусорных баках в поисках еды. С 8 лет она стала помогать матери стирать чужое белье и подрабатывать прислугой в домах белых, где с ней часто обращались очень жестоко. Затем она работала официанткой. А в 13 лет впервые вышла замуж.

Муж был намного старше, с ним было скучно, и через несколько месяцев девочка с ним развелась. Следующий брак, от которого ей досталась фамилия Бейкер, был заключен, когда Жозефине было 15 лет. Они продержались вместе 4 года, и опять последовал развод. Причиной было желание ее мужа, который работал проводником в пассажирских поездах, и хотел иметь нормальную домашнюю супругу, в то время, как Жозефина стремилась танцевать, ее влекли сцена и слава.

Меж тем Жозефина с 15 лет гастролировала - она выступала в Нью Йорке, в известных шоу, и бросать свое занятие не собиралась. Танцевала она с раннего детства еще на улицах - сперва, чтобы согреться, потом - за деньги. Ее пластика и энергетика делали ее танцы особенными и привлекательными. Соответственно, она решила и дальше зарабатывать на жизнь тем способом, который у нее лучше всего получался.
В подростковом, практически, возрасте, она стала одной из самых высокооплачиваемых хористок в водевилях. Ее роли, как правило, были комического содержания - она изображала девочку из подтанцовки, у которой сперва не получаются движения, а потом вдруг выходит танец намного сложнее, чем у остальных, чаще - с элементами акробатики. Это сопровождалось комичными кривляниями, и... в общем публике она нравилась.

В 19 лет она разводится со вторым мужем и уезжает в Париж, где сразу берет быка за рога и начинает выступать в шоу практически обнаженной с эротическими танцами. Она обыгрывала свой цвет кожи и происхождение, танцуя в костюмах и с номерами в якобы в африканском стиле - но, поскольку, она была так же далека от Африка как и ее публика - все эти перья, юбки из бананов и обильные нитки бус скорее были ближе не к реальной Африке, а к фантазиям о ней в голове среднего французского обывателя. Все, что касалось Африки, ее чувственной дикости и примитивной эстетики воспринималось в Париже с восторгом, и Бейкер выдает американский чарльстон за первобытные танцы. Она подыгрывает, эпатирует и пародирует. Публика бушует. Еще бы. На сцене в бешеном ритме пляшет обнаженная бронзовая танцовщица в страусовых перьях или банановом поясе. Да, именно банановый танец принес Бейкер мировую известность. Она крутит бедрами, падает в прыжке на колени и делает то, что мы сегодня назвали бы брейк-дансом, степом или хип-хопом. Как дикарка она подчеркнуто вела себя и в обычной жизни - к примеру, ела спагетти руками, громко разговаривала и неприлично хохотала.

Голой танцовщицей Францию было не удивить. Но тот стиль, который представила Жозефина, принес ей успех.
Пока она танцевала (а позже она начала еще и петь), фишкой ее выступлений была обнаженная грудь, иногда слегка прикрытая декором. По этой причине, даже когда она была уже очень знаменита, а билеты на ее выступления стоили очень дорого, ей был закрыт доступ на многие площадки.
Одно время она выходила на сцену с ручным гепардом в бриллиантовом ошейнике. Гепард периодически сбегал в оркестровую яму и там пытался съесть музыкантов - это добавляло эмоций в выступление, и публика заводилась еще сильнее...)

Жозефина стала очень модной. Известные художники писали ее портреты, светские дамы приглашали на свои приемы. Впоследствии она вспоминала, что у нее были тысячи любовников, и при этом, она дарила своим вниманием как мужчин, так и женщин. Она так легко относилась к подобным связям, что ходили слухи, что любой таксист может отвезти клиента к ее дому, даже если этот клиент не знает точного адреса. Среди ее любовников было много известных персон, что, конечно же, тоже помогало ее карьере.

В 1926 году двадцатилетнюю Жозефину с восторгом принимают в Берлине. Он дает ей то, к чему она так стремилась: роскошь, деньги, положение. Ее ждет триумф в Театре Запада (Theater des Westens) и в Театре Нельсона. Ее называют черной Венерой, черной пантерой, черной колибри, черным кенгуру и даже скачущей сводкой биржевых новостей. Берлин нравится ей еще больше, чем Париж, - его стиль, его богема, его бесшабашность. Она бы хотела остаться работать у Макса Рейнгольда и построить виллу из белого и черного камня в Груневальде, но французы спешно поднимают гонорары за концерты.
Жозефина Бейкер - первая афроамериканская суперзвезда. Сиденья ее автомобиля были отделаны змеиной кожей, ее сопровождет ручной ягуар, да и во дворе ее замка в Париже обустроен приватный зоопарк. Её танцы с девушками на званых приемах вызывают фурор. Теперь она икона стиля. Ее необычную "гелевую" прическу копируют по всей Европе. Впрочем, не все остаются в восторге. В Вене после выступлений танцовщицы четыре дня идут внеплановые церковные службы под лозунгом: "Покаемся за грехи тяжкие против морали, совершенные Жозефиной Бейкер".
В этом же 1926 году она вышла замуж с большой помпой за каменотеса из Сицилии, который выдавал себя за итальянского аристократа. Для публики она стала хоть и фальшивой, но первой титулованной негритянкой.
Она ездила в мировые турне, снималась в кино, пела...Голосок у нее был слабенький, на экране она кривлялась так же, как и в жизни... Скажем так - ее фантастический успех был обусловлен ее талантом к эпатажу и определенной смелостью, которую дает детство, проведенное на помойках.


Кстати, Жозефина, как мы помним, начала работать с младых ногтей, чтобы выжить. В школу она не ходила никогда и была неграмотна. Когда у нее появились деньги, она нанимала секретарей, которые вели ее переписку.

Бейкер была не только самой богатой, но и самой фотографируемой артисткой Европы.
К началу 30-х годов она стала самой высокооплачиваемой артисткой в Европе. Она имела доступ во дворцы и дружила со многими знаменитостями. Она владела дорогими автомобилями, породистыми скакунами, настоящим поместьем. Коллекционаровала украшения из отборного жемчуга, которые ей очннь шли. В перечне великосветских занятий было даже участие в масонской ложе. В Европе появилась мода на загар, поскольку женщины старались получить такой же, как у Бейкер, оттенок кожи. Она, как видно на фото, была не черной, а, скорее, смуглой.

Став настоящей звездой, Жозефина рискнула в 1937 году поехать с гастролями на родину в США, и там столкнулась не только с полным провалом, но и с уже ею подзабытым расизмом. Местная пресса назвала ее негритянской девкой. Она была шокирована тем, что на родине все ее достижения ничего не значат по сравнению с цветом ее кожи.
В том же году, после этого визита, она еще раз выходит замуж - за французского промышленника, получает французское гражданство и навсегда отказывается от гражданства американского.

С началом Второй Мировой войны Бейкер начинает работать на французскую разведку. Как знаменитая артистка она может ездить на гастроли в любую страну, может встречаться с высокими чинами, а как обаятельная женщина, она могла разговорить любого. У нее была феноменальная память, натренированная годами работы на сцене. Она была завсегдатаем великосветских вечеринок и специализировалась на приемах в посольствах и министерствах, где собирала много важной информации, которую потом передавала во Францию.

После войны она была награждена медалями Сопротивления и Освобождения, а также боевым Военным Крестом. В 1961 году президент Де Голль наградил ее высшей наградой Франции — орденом Почётного легиона.
После войны она приобрела новый вес и уважение, уже как участница Сопротивления. Ее артистическая карьера продолжалась и она опять вышла замуж в 1947 году. Этот брак тоже завершился разводом, но продлился 14 лет.

В 1951 году ее с мужем пригласили в США. И тут опять началось забытое старое... Сперва, из - за сегрегации, они не смогли поселиться вместе - им отказали в 36 отелях! Потом, Бейкер отказались обслуживать в дорогом ресторане. В это же время там находилась с гостями голливудская звезда Грейс Келли, которая, в знак солидарности, тоже покинула это заведение. С тех пор женщины стали дружить.
Все эти события и унижения привели к тому, что Жозефина подключилась к борьбе негров США за равные права с белыми. Она вела в этом направлении настолько активную деятельность, что когда застрелили Мартина Лютера Кинга, который возглавлял движение за гражданские права негров, его вдова предложила Жозефине занять его место. Бейкер некоторое время думала об этом, ее популярность среди негров США в то время была грандиозна, и предложение открывало вполне реальные перспективы, но потом она все таки отказалась, мотивируя тем, что не хочет оставить сиротами своих детей.
Кстати, о детях.

Бурная молодость и беспорядочный образ жизни привели к тому, что Жозефине пришлось удалить матку, и детей у нее быть не могло. Но это совершенно ее не остановило. После войны, и после событий, случившихся с нею в США, она стала усыновлять детей. Но делала это, в том числе, с целью доказать, что выходцы разных рас вполне могут жить мирно. Она осознанно собрала коллекцию детей разных национальностей: дочери были француженка и марокканка, сыновья - кореец, японец, колумбиец, финн, два француза, еврей, алжирец, котдэвуарец, венесуэлец.
Всего компания включала 12 детей. Приемная мать называла их Племя Радуги. Планировалось дать им отличное образование, кроме музыкального, чтобы они, не дай Бог, не пошли в артисты, воспитать в разных религиях, с целью наглядно доказать, что люди с подобными различиями способны дружно жить вместе, а потом отправить каждого на его родину, чтоб он там поднимал, так сказать, местный уровень культуры своими передовыми взглядами. То есть идеи были несколько мессианского характера. Для семейного гнезда она купила огромный замок, наняла кучу нянь и учителей, закупила много разных животных, которых, кстати, сама очень любила...
Небольшое отступление...
В одном из эпизодов сриала BBC "Отец Браун" (по мотивам Г.К. Честертона) расследется убийство богатой и знаменитой негритянки, усновившей детей разных национальностей, и воспринимающей этих детей игрушками, развлекающими её в старости. Думаю, образ навеян историй Джозефины Бейкер.

Ее последний муж сперва это занятие поддерживал. Собственно, пока Жозефина гастролировала и добывала средства для жизни, он всем этим хозяйством и занимался.
Однако, по мере того, как появлялись все новые и новые дети, его энтузиазм уменьшался. Когда Жозефина привела одиннадцатого ребенка, мужчина не выдержал и сбежал. Она привела двенадцатого, и потом поняла, что с ролью матери не справляется. Ну то есть, обеспечивать она умела, а воспитывать - нет, что, в принципе, не удивительно.
В итоге все пошло кувырком. Гастроли пришлось отменять (кстати, будучи уже далеко не молодой, она по прежнему танцевала очень легко одетой. Но двигалась так хорошо, что публика все равно была в восторге). Дети не слушались. Она их тиранила. Они огрызались, и стали плохо учиться. Деньги закончились. Замок продали за долги, а Жозефина сидела на его ступенях и не хотела уходить, хотя ее больше не пускали внутрь.
Тут ее спасла Грейс Келли. Она быстро поставила на уши всех, и обеспечила Жозефину с детьми новым жильем. Жозефина опять в перьях пошла танцевать на сцену, но к этому ее заработку прибавился еще один - она стала выпускать мемуары. Естественно, с помощью секретарей. Мемуары она выпускала регулярно, и в каждой новой книге выдавала новую версию своей жизни. Стоит ли говорить, что публика ждала их с нетерпением?)

Жозефине было 68 лет, когда она пышно отметила 50 - летие своей сценической деятельности (со времени первого шоу в Париже). Она дала прекрасный концерт, а затем закатила вечеринку, во время которой танцевала голая и пьяная на столе и кричала, что ей опять 17...
Через пару дней ее нашли в постели с кучей газет, в которых были хвалебные отзывы о ее юбилейном концерте. У Бейкер случилось кровоизлияние в мозг, и она была в коме. Не приходя в сознание она умерла. Тело забрала Грейс Келли и похоронила на княжеском кладбище Монако с воинскими почестями.
Вот такая пестрая жизнь.
Я в восторге от Бейкер, он символ 20-х, нагло свободных, способных осуществить любую, самую фантастическую мечту с бесшабашностью ироскошью!

Пересказано Сплетницей.