Роскошь и шик ар-деко, или как румынский скульптор покорил Париж.


Позамстовано у martin с целью познакомить читателей с потрясающими работами Диметра Чипаруса.


Сегодня только редкие коллекционеры способны вспомнить о нем, но в 1920-х годах имя Деметра Чипаруса гремело по всей Европе. Он был удивительно современным скульптором, творил будто за пределами своей эпохи и в то же время сочетал в своем творчестве все лучшее, что могли предложить миру ар нуво и ар-деко. Безумная слава сменилась забвением – но скульптуры Чипаруса потрясают зрителя до сих пор.

Стиль ар-деко - это стиль эпохи джаза, первых автомобилей, женского раскрепощения и шикарных небоскребов. Небоскреб Крайслер-билдинг, динамичная живопись Тамары де Лемпицкой, изображения чешуи и колосьев в орнаментах, образы яростных и стремительных животных – всего несколько лет богачи всего мира окружали себя экстравагантными вещами в роскошных зданиях, но именно за это время искусство, дизайн и мода вышли на новый уровень. Прославляя скорость, сексуальность и богатство, ар-деко подарил миру множество выдающихся произведений. Особняком в этом ряду стоят работы румынского скульптора Деметра Чипаруса.

Он родился в 1886 году, и на исходе первого десятилетия двадцатого века отправился в далекую солнечную Италию – на родину, как ему казалось, настоящего искусства. Там он учился у знаменитого скульптора Романетти, но вскоре ощутил, что его тянет к чему-то иному, чему-то новому. Он переехал в Париж, где набирали силу новые художественные течения.
Какое-то время Деметр учился у парижских скульпторов, но уже тогда нащупал собственный путь в искусстве.

Уже в то время Чипарус начал экспериментировать с материалом, используя бронзу и слоновую кость – через пару десятилетий скульпторы, дизайнеры и ювелиры массово начнут использовать их, но пока Деметр почти одинок в своих экспериментах.






Другим источником вдохновения для Чипаруса послужили дягилевские «Русские сезоны», которыми Европа «переболела» чуть ранее. Принципиально новая визуальная часть этих представлений предложила художникам иначе взглянуть на фактуры, пластику и материалы.

Эпоха ар-деко принесла миру образ новой женщины – энергичной любительницы джаза и автомобилей, коротко постриженной, облаченной в дерзкое платье с бахромой и ни в чем не уступающей мужчинам. Однако героини Чипаруса – несколько иные: расслабленные, отвлеченные лица, взгляд внутрь себя, утонченные силуэты, обилие орнаментов и застывшие в веках танцевальные движения.


Но ар-деко становился историей, пришло время для нового искусства, и изысканные статуэтки Чипаруса становились все менее интересными для покупателей. К тому же близилась война, закрывались бронзолитейные мастерские, где воплощались в материале замыслы Чипаруса. Однако он не собирался жить по средствам, и вскоре паре пришлось продать дом, чтобы расплатиться я с долгами. В 40-х годах в оккупированном Париже он продолжал творить и даже выставлять свои работы– хорошо известны его терракотовые анималистические этюды.



Он часто посещал зоопарк, где наблюдал за животными, присматривался к их пластике, разнообразию созданных природой форм. В 1947 году на пути из зоопарка с художником случился удар, от которого он так и не оправился. В семидесятые годы произошел всплеск интереса к его наследию, но сегодня имя Деметра Чипаруса известно лишь немногим коллекционерам – имя уникального мастера, переплавившего в своем искусстве модерн, ар-деко, балет и древние культуры.